Вы здесь

5 фактов и заблуждений об упаковке из Китая

Из CEO-блога основателя CentrUpak: о китайской упаковке и бизнесе с Китаем.

Мы начали работать с китайскими проектами в 2007 году. Опыта – разного, и «разочаровательного», и приятно удивившего, за это время накопилось прилично, и частью его я сегодня с теми, кому интересна эта сторона упаковочного бизнеса.

Думаю, 11 лет торговли с Китаем, больше 1000 проектов и разнообразие упаковки, какую доводилось оттуда привозить, заслужили мне право оценивать Китайский рынок, делать о нем собственные выводы и, так сказать, нести их в мир.

Первое, что приходит на ум при упоминании китайских товаров, это, конечно, низкая цена. Часто – вполне справедливо, но если говорить о солидной качества упаковке, то разница в цене с той же Германией едва ли достигает 15-20%. Я имею в виду цену на банки, флаконы, тубы и диспенсеры – обычные дозаторы, спреи, триггеры не в счет. Десять лет назад разница в цене была колоссальной, но себестоимость производства в Китае выросла, да и внутренний спрос на первоклассную упаковку стремительно догоняет по объемам экспорт. Все-таки страна с населением больше миллиарда способна платить за товары столько, сколько нам с вами не снилось. Но это все лирика.

Итак, 5 мифов о китайской упаковке и бизнесе с Поднебесной.

  1. Сроки доставки
    Ждать товара из Китая намного дольше, чем из Европы. Очевидно? Очевидно, но это не так. Срок реализации заказа на Европейских фабриках сегодня – это в среднем 12-14 недель, а в сезон еще дольше. А когда к производителю упаковки приходит с огромным и срочным заказом очень крупный игрок с косметического рынка, и тогда «рыба» поменьше вынуждена ждать еще на 10 недель дольше. Думаю, и так всем отлично известно, что такое задержка с поставкой упаковки на лишних 2,5 месяца.
    А что в Китае? В среднем производство партии флаконов, банок или комплектующих занимает 4 недели, причем размер заказа и сезон едва ли когда влияют на эти сроки. Гибкость китайских производителей стала для меня в свое время одним из самых больших сюрпризов. Последующая логистика и доставка по морю до порта в Гамбурге занимают 5-6 недель. В общей сложности с момента регистрации заказа до дня, когда его привезут вам на склад проходит 10-11 недель. По железной дороге - а это направление сейчас развивается активнее всего - вообще укладывается в 35-45 дней, и трудности здесь возникают только если вовремя не зарезервировать место в поезде.
  2. Качество
    Перейдем сразу к цифрам. По данным отчетов нашей лаборатории контроля качества за 2015-2017 года, из 418 партий мы получили рекламации по 28 (6,6%). За то же время из Европы мы привезли 3081 заказ, из которых 131 пришлось отправить обратно – то есть 4,5%. Пройдет не так много времени, и проценты эти сравняются, помяните мое слово.
  3. Культура бизнеса
    70% всех сделок CentrUpak с Китаем проходит через наш собственный офис в Шанхае, и, надо сказать проходит завидно гладко. Оставшиеся 30% проектов мы разрабатываем напрямую с англоговорящими менеджерами китайских производителей. Обе модели коммуникации отлично работают даже при сложных проектах с высокотехнологичной печатью или когда нужно точно подобрать цвет комплектующих к уже имеющимся флаконам. Никаких трудностей с пониманием друг друга мы не замечали, какими с какими бы специфическими запросами мы ни обращались.
  4. Ассортимент
    Образно говоря, Европа – это консервативной закалки леди в годах, элегантная, со своим шармом, но лишенная отваги пробовать что-то новое. Китай в свою очередь больше похож на полного энергии, рвущегося покорять все новые вершины и расширять горизонты молодого бизнесмена. Откуда такие ассоциации? Все очень просто.
    Когда приносите европейцам готовый проект инновационной банки неординарной формы, с непростой крышкой, будьте готовы вложить в проект 50-100 тысяч евро, ждать 6-8 месяцев, а зачастую и обязаться перед европейским производителем заказать у него минимум миллион таких банок. Если вы готовы пойти на такие условия, тогда можете заказать лекало, в противном случае выбираете из ассортимента 5-10 летней давности, а из продвинутого и современного вам доступно только декорирование: печать, фростирование, лакировка, гравировка и так далее. Других способов визуально отстроиться от конкурентов уже не остается.
    Или вы можете, так сказать, направить взор на Восток – обратиться за решением к китайскому рынку и выпускать новый продукт хоть каждый год. И каждый раз – с уникальным, вашим собственным дизайном упаковки. Как такое возможно? Китайский рынок огромен, и конкуренция на нем бешеная, поэтому для того чтобы держаться наплаву у китайского бизнеса нет другого выбора, кроме как не бояться рисковать и идти путем смелых инноваций. Стоит производственное оборудование в Китае значительно дешевле, чем в Европе, а на изготовление лекал уходит вдвое меньше времени. Да и о годовых планах заказов вас никто не спросит, не говоря уже о стоимости лекал и производственных рисках.
  5. Внимание к деталям
    Есть такая пословица: где тонко, там и рвется. Когда заказываешь упаковку в Китае, такие тонкости, из-за которых срываются контракты – это сырье, методы печати, качество красящих концентратов и другие подобные детали, которые без опыта и в голову не придут. И на сегодня именно такие тонкости – самое большое препятствие в том, чтобы на максимум использовать весь потенциал китайских производителей для пользы российских брендов: пока еще разница в стандартах и мелкие недопонимания то тут, то там иногда приводят к тому, что финальный продукт выходит не совсем таким, каким был в проекте. В этом ключевая разница между стандартами производителей из Китая и из Европы.

К счастью, годы работы с Китаем для CentrUpak не прошли даром, и мы давно уже выработали надежные методы обмена информацией и сотрудничества с китайскими производителями – так, что большая часть упомянутых ограничений для нас перестала быть серьезным препятствием.